Главная  |   О компании  |   Разработки  |   Справочная информация  |   Партнеры  |   Новости и наши публикации  |   Контакты  |   Карта сайта  |   орган сертификации  |   Товарный знак  |   Патенты, свидетельства, лицензии.
Поиск по сайту:
  Новости и наши публикации
Новости
Выставки и конференции
Пресса о нас
Научные труды и публикации наших сотрудников

Пресса о нас
Миллиметр не решит проблем износа гребней колес тележек типа 18-100. Гудок. Газета. № 02.08.2018. 2018

http://www.gudok.ru/mechengineering/?ID=1429210

Миллиметр не решит проблем износа гребней колес тележек типа 18-100
 

МАШИНОСТРОЕНИЕ | Четверг | 02.08.2018 | 17:38
«Гудок» продолжает дискуссию об инициативе по изменению толщины гребня колес подвижного состава

Миллиметр не решит проблем износа гребней колес тележек типа 18-100
фото: Светлана Новаковская/ИД Гудок
Увеличение отцепок грузовых вагонов в текущий ремонт стало головной болью для операторских компаний. Растут расходы на ремонт у операторов, а у ОАО «РЖД» – задерживаются поезда из-за отцепок неисправных вагонов из сформированных составов. 

И вот операторы нашли корень зла – минимально допустимая толщина гребя колеса в эксплуатации 25 мм. Если ее уменьшить хотя бы до 24 мм, а лучше до 22 мм, то можно не ремонтировать, а продолжать перевозки. Затраты на содержание парка, по их предположениям, сократятся на 1 млрд. руб. Многие надзорные органы и даже некоторые подразделения ОАО «РЖД» поддерживают это предложение (см. газету «Гудок» от 26.07.2018). 

Проблема только в одном – в «Правилах эксплуатации железных дорог Российской Федерации» (ПТЭ), в которых установлена минимальная допустимая толщина гребня грузового вагона в эксплуатации 25 мм. Для бесперебойного допуска в сеть, по инициативе операторских компаний в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) предлагается поправка, уменьшающая допустимую толщину гребня колесных пар в эксплуатации до 24 мм, которая должна сократить отцепки в текущий ремонт на 10% (ранее обещали 15%). Так ли это? Повлияет ли изменение толщины гребня на частоту отцепок в текущий ремонт?

Чтобы ответить на эти вопросы над рассмотреть систему технического обслуживания и ремонта вагонов. 

Отцепки в текущий ремонт вагонов на тележках типа 18-100 по неисправности «тонкий гребень» – нормальный процесс эксплуатации, так как у этих тележек гребни колес изнашиваются раньше, чем наступает время планового ремонта. Увеличение частоты отцепок в настоящее время со 100 тыс. в год до 300 тыс. в год связано с введением новых ремонтных профилей с исходной толщиной гребня 30 и 27 мм, которые и уменьшают пробег между обточками колес в 1,5–3 раза. Трудности в работе железнодорожного транспорта связаны с отцепкой вагонов в ТР-2, так называется текущий ремонт груженых или порожних вагонов с отцепкой их от транзитных, прибывших поездов или сформированных составов.

Как получается, что у вагона, которых подавался под погрузку с толщиной гребня более 26 мм, в течении полного рейса вагона (3 300 км) гребень оказался тоньше 25 мм, ведь средний темп износа гребня 1 мм на 10 тыс. км для тележек 18-100 (по данным исследований ПГУПС в 2008–2009 гг.)? Вагон должен завершить свой рейс и в плановом порядке пройти обточку колес. Вывод очевидный. Вагоны отправляются под погрузку с толщиной гребня менее 26 мм.

Это связано с разной техникой и инструментом измерения толщин гребня 26 и 25 мм. Толщина гребня 26 мм с помощью абсолютного шаблона измеряется горизонтальным движком (погрешность 0,5 мм), гребень имеет разную толщину по кругу катания ±0,3 мм, ошибка оператора 0,5 мм. Итого средняя ошибка 0,77 мм. Таким образом при подаче под погрузку средняя толщина гребня при декларируемой толщине гребня 26 мм оказывается 25,23 мм. То есть запас толщины гребня всего 0,23 мм. Этой толщины не хватает на средний полный рейс вагона (3 300 км). За ошибку в этих измерениях обычно никто не наказывается. 

Измерение же толщины гребня 25 мм производится более точным способом – наложением браковочного выреза шаблона шириной 25 мм. Проверку браковочным вырезом можно быстро провести почти по всей окружности колеса и выявить толщину гребня менее 25 мм. За ошибку в этом измерении осмотрщик несет строгую ответственность, а в случае аварии (крушении) – даже уголовную.
Таким образом очевидный парадокс: за ошибочное измерение толщины 26 мм никто ответственности не несет (погрешность измерения), а за ошибочное измерение 25 мм – ответственность вплоть до уголовной. Этим пользуются операторы, пытаясь любыми способами подать вагон под погрузку показывая толщину гребня 26 мм и более.

Что произойдет при уменьшении допустимой толщины гребня до 24 мм? Первый вопрос – чем ее измерить? Если горизонтальным движком – то ошибка опять 0,77 мм. Браковочного выреза на 24 мм шаблон не имеет. Значит необходимо заменить все шаблоны или приобрести новые лазерные типа «Calibri-wheel», которые многократно дороже.

В дальнейшем был проведен подробный анализ эффекта и рисков от уменьшения допустимой толщины гребня до 24 мм для владельцев вагонов, для перевозчика (ОАО «РЖД»), для вагоноремонтных предприятий, для грузоотправителей и вагоностроителей.
 
В качестве обоснований эффекта выдвигается:
Предположение 1 Темп износа гребня сократиться, так как уменьшение его толщины приведет к увеличению зазора в рельсовой колее. Проведенные исследования ФГБОУ ВО ПГУПС и АО «НВЦ «Вагоны» в 2008–2009 гг. в рамках обоснования изменений ширины колеи показали, что коэффициент корреляции между зазором в рельсовой колее и износом гребня всего ±0,15, то есть влияние других перекосов и износов в тележках 18-100 гораздо существеннее. Поэтому ожидать уменьшения темпов износа без изменений в содержании тележек не следует.
Предположение 2 Пробег колеса между обточками увеличится. Проведенные расчеты показали, что действительно пробег между обточками увеличится на 12,5% при обточке на гребень с толщиной 33 мм и 50% при обточке на гребень 27 мм. Но как частые обточки повлияют на ресурс колеса за жизненный цикл?

Предположение 3 Ресурс колеса увеличится и сократится потребность в колесах. При обточке на ремонтный профиль колеса с толщиной гребня 30 мм ресурс колеса при любой допустимой минимальной толщине гребя 25 и 24 мм не изменится. Уменьшится количество обточек вместо 5 станет 4. Обточка на ремонтный профиль с толщиной гребня 27 мм при любой минимальной толщине гребня снижает ресурс колес и не должен применяться. Таким образом ожидать снижение потребности в новых колесах не следует. Максимум, что можно получить – сокращение расходов на 1 обточку за жизненный цикл колеса. 

Анализ рисков:
Предположение Уменьшение толщины гребня не повлияет на безопасность движения. Известна редкая, но очень опасная неисправность колесной пары – откол гребня.

Для двух вариантов колес (с плоскоконическим диском и с S-образным диском) были выполнены расчеты прочности в трех режимах: движение по прямому участку пути с приложением вертикальной силы к поверхности катания; движение в кривой с приложением вертикальной силы к поверхности катания в зоне гребня и боковой силы (наружу) к гребню; движение по стрелочным переводам и пересечениям с приложением вертикальной силы к поверхности катания в зоне фаски и боковой силы (внутрь) к гребню. Расчеты выполнялись как сравнительные для толщины гребня 23 и 25 мм.
 
По результатам расчетов установлено, что уменьшение толщины гребня приводит к росту напряжений в нем на 5…7% при движении в стрелочных переводах, что соответствует снижению сопротивления усталости на 20...30%, то есть риск откола гребня колеса повысится.

Проведенный анализ эффекта и рисков показал, что уменьшение допустимой толщины гребня до 24 мм не приведет к изменению частоты отцепок в текущий ремонт после пробега 10 тыс. км. При обточке колес по ремонтному профилю с гребнем толщиной 30 мм ресурс колеса не изменится, но сократятся расходы собственника вагона на 1 обточку. При обточке колес по ремонтному профилю с гребнем толщиной 27 мм пробег между обточками увеличится на 50%, но общий ресурс колеса уменьшится в 1,5 раза.

Для ОАО «РЖД» уменьшение допустимой толщины гребня до 24 мм  приведет к том, что на этапе внедрения сократится необходимость в маневровой работе по отцепке вагонов. В дальнейшем, после пробега 10 тыс. км, частота отцепок останется прежней. Вместе с тем потребуется создание и закупка нового инструмента для измерения толщины гребня, а также повысится риск аварии из-за откола гребня колеса.

Для грузовладельцев изменения ввиду малого измерения расходов, останется незамеченным
Для вагоноремонтных предприятий сократится объем работ за жизненный цикл колеса на 1 обточку
Для производителей колес ввиду неизменности ресурса колеса останется незамеченным.

В заключении хотел бы высказать мнение, что беды операторских компаний, связанные с увеличением числа отцепок в текущий ремонт, вызваны внедрением ремонтных профилей, уменьшающих пробег между обточками, а также их собственными сотрудниками, отправляющими под погрузку вагоны с толщиной гребня менее 26 мм. Уменьшение допускаемой толщины гребня до 24 мм уменьшит число отцепок в текущий ремонт только на 2–3 месяца, а затем ситуация останется прежней. 
Кардинальное решение проблемы с отцепками в текущий ремонт вагонов на тележках 18-100 необходимо искать в ужесточении нормативов выпуска тележек из ремонта по качеству и состоянию фрикционных клиньев, размерам боковых рам и букс, зазорам в боковых скользунах.
Бороненко Ю.П. заведующий кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство ФГБОУ ВО ПГУПС, докт. техн. наук, профессор

СПЕЦИАЛЬНЫЕ АКЦИИ
Итоги и рекомендации международной научно-технической конференции «Подвижной состав XXI века: Инновации в грузовом вагоностроении» ( июнь 2014г.)
XI Международная научно-техническая конференция «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты» (июль 2016г.)
ИТОГИ XI Международной научно-технической конференции (июль 2016г)
Итоги и рекомендации VIII конференции (июль 2013г.)
Итоги и рекомендации X конференции (июль 2015г.)

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Технические характеристики подвижного состава
Заводы-изготовители
Классификация вагонного парка
Основные элементы конструкции вагона
Устройство тележки грузового вагона
Система нумерации подвижного состава
Классификация цистерн
Классификация транспортеров
Нормативные сроки службы машин и оборудования
Правила эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов
Положение о продлении сроков службы
Таблица соответствия моделей цистерн и грузов
Грузы, перевозимые насыпью
Грузы, перевозимые навалом

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Журнал РЖД-Партнер

www.rzd-partner.ru


Расчет ЖД трафика

www.perevozki.ru



Copyright © 2018 "НВЦ ВАГОНЫ"

Контактные телефоны "НВЦ "Вагоны"

Факс +7 (812) 310-9500


11 milliseconds