Мы занимаемся анализом потребностей перевозчиков для выявления перспективных направлений совершенствования вагонов.
За годы работы «НВЦ «Вагоны» предложил множество научно-обоснованных технических решений, вошедших в практику железнодорожного транспорта
Разработка новых тележек
Тележки модели 18-9891
Совместная разработка с ФГБОУ ВО ПГУПС и РМ Рейл. Модель находится в стадии испытаний, ее ввод в эксплуатацию позволит улучшить ходовые качества и снизить расходы на эксплуатацию собственникам вагонов и владельцу инфраструктуры.
Тележка модели 18-9891
Проектирования крупнотоннажных контейнеров
Контейнер универсальный типа 1ААА по ISO 668:2020.
Пример разработки
НИБ АО «НВЦ «Вагоны» имеет обширный опыт проектирования и проведения расчетов крупнотоннажных контейнеров различных типов, а также опыт согласования документации с РМРС.
Разработка местных технических условий размещения и крепления грузов, съёмных многооборотных средств крепления грузов
Съемные многооборотные средства крепления для перевозки автомобильных полуприцепов и автопоездов на вагонах-платформах модели 13-5205
Позволяет перевозить любые полуприцепы массой брутто до 60 тонн и длиной до 16,5 м.
Средства крепления
Разработка местных технических условий
Конструкторская документация на съемное многооборотное устройство для перевозки 36 колесных пар
Позволило перевозить колесные пары без внесения изменений в конструкцию вагона-платформы.
МТУ для перевозки колесных пар
Конструкторская документация на съемное многооборотное устройство для перевозки лесоматериалов на вагонах-платформах моделей 13 6887, 13 6887−01, 13−6887−02, 13−6887−03
Позволило перевозить лес без внесения изменений в конструкцию вагона-платформы.
МТУ для перевозки леса
Конструкторская документация на съёмное многооборотное крепление для перевозки труб с наружным утяжеляющим бетонным покрытием в вагонах-платформах моделей 13−401, 13−4012, 13−4085, 13 6887, 13−6887−01
Позволило перевозить трубы без внесения изменений в конструкцию вагона-платформы.
МТУ для перевозки труб
МТУ размещения и крепления боковых рам и надрессорных балок тележек в универсальных полувагонах с внутренней длиной кузова 12 750 мм
Схема размещения креплений
Модернизация вагонов-платформ
Замена съемного оборудования ВО-118 и ВО-162 на более легкое
Платформы 13−9956−06 и 13−9956−07 с изменяющимся габаритом лесных стоек
Позволила увеличить полезный объем и не требующего ручного труда по соединению и разъединению увязочных стяжек.
Вагон-платформа модели 13−926−01 с оборудованием для перевозки леса из высокопрочной стали
Позволило увеличить объем перевозимых лесоматериалов до 120 м³.
Разработка вагонов для перевозки автоприцепов и автомобилей
Платформы модели 13−9938 для контейнеров с поворотных кругом и модели 13−6907 с погрузочными корзинами
Крытый вагон модели 23−469−08 для перевозки легковых автомобилей на двух ярусах
Позволило исключить случаи вандализма и хищений, случавшихся при использовании открытых двухъярусных платформ.
Вагон-платформа модели 13-9938
Вагон для двухярусной перевозки автомобилей 23-469-08
Вагон-платформа модели 13-6907
Создание длиннобазных платформ
Длиннобазная платформы модели 23-469-07
Позволило одновременно переводить два контейнеров длиной 40 футов.
Вагон-платформа модели 23-469-07
Разработки вагонов-хопперов
Вагон модели 12-97-65
Служит для перевозки глинозема, алюминиевой продукции и тарно-штучных грузов.
Вагон-хоппер модели 12-9765
Сочлененные вагоны
Сочлененная платформа модели 13-470-01
Позволило решить основные методические вопросы расчета устойчивости сочлененных вагонов от выжимания и опрокидывания, прохождения горбов сортировочных горок, которые в дальнейшем вошли в Нормы проектирования вагонов.
Сочлененный шестиосный вагон-платформа модели 13-470-01
Новое шарнирное устройство сочленения (ШУС)
Обладает повышенной прочностью, надежностью, долговечностью и эффективностью в эксплуатации, и обеспечивает требуемые габаритные размеры, в том числе и при переходе сочлененного вагона на железнодорожные колеи разных размеров.
Новое шарниное устройство сочленения (ШУС)
Продление срока службы вагонов
По заказу ФБУ «РСФЖТ» и АО «ВРП «Грязи», АО «НВЦ «Вагоны» разработана конструкторская документация на модернизацию вагонов-платформ моделей 13−401, 13−4012 с продлением срока службы, а также выполнен полный комплекс работ по постановке новых моделей на производство.
Новые модели 13-6887-04, -05, -06 оснащены фитинговыми упорами.
Новая модель 13-6887-08 продлена на двойной срок службы.
По заказу МПС РФ НВЦ «Вагоны» в 1999–2001 гг. участвовал в создании типоразмерного ряда тележек для нового поколения грузовых вагонов. Увеличение осевых нагрузок при сохранении конструктивной схемы тележки ведет к увеличению воздействия на путь, усиление которого требует значительных затрат и времени. Поэтому, в те годы считалось актуальным создание тележки с надбуксовым подвешиванием.

Для перспективных грузовых вагонов с увеличенной осевой нагрузкой совместно с ОАО «ВНИИТрансмаш» была разработана и изготовлена тележка с надбуксовым подвешиванием и с осевой нагрузкой 25 тс. В тележке была уменьшена неподрессоренная масса на 920 кг по сравнению с тележкой 18-100 и применены гидравлические гасители колебаний. Для скоростных грузовых вагонов была спроектирована тележка с осевой нагрузкой 20 тс с двойным рессорным подвешиванием, жесткой рамой и люлечным подвешиванием.

Тележки не показали существенного улучшения ходовых качеств и снижения динамической нагрузки на путь, но отличались сложностью конструкции и высокой стоимостью. Возникла идея добиться положительных результатов на трехэлементной тележке. Используя результаты исследований и расчетов в конструкцию трехэлементной тележки ввели буксовое подвешивание и пространственный клин, а также самоцентрирование колесных пар. При этом, коэффициент вертикальной динамики для боковой рамы снижался почти в 2 раза.

НВЦ «Вагоны», совместно с ОАО «МЗТМ» (Мариупольский завод тяжелого машиностроения), разработал тележку модели 18-1711 со сварной рамой и полиуретановыми накладками над буксой. Тележка показала хорошие ходовые качества, но прочность сварной боковой рамы оказалась недостаточной.

Следующая попытка создать новую трехэлементную тележку со сниженным воздействием на путь была предпринята в 2003 году. Был изготовлен опытный образец тележки модели 18-9750 с полиуретановыми вставками, но до испытаний на железнодорожных путях дело не дошло. В связи с ликвидацией МПС РФ и передачей парка грузовых вагонов собственникам, ОАО «РЖД» перестало финансировать дальнейшие работы по созданию тележки.

В 2008–2010 гг. по заказу вновь созданной компании «Объединенная вагонная компания» АО НВЦ «Вагоны», на базе эскизного проекта, разработанного фирмой «Барбер» (США), разработал проекты тележек моделей 18-9810 и 18-9855. Для повышения надежности тележки было принято решение отказаться от применения амортизирующих устройств в соединении букса–рама. Основные технические решения были заимствованы у фирмы «Барбер». Данные тележки показали хорошие ходовые качества, а по воздействию на путь, тележка модели 18-9855 с осевой нагрузкой 25 тс оказалась не хуже тележки 18-100 с осевой нагрузкой 23,5 тс. Тележки успешно прошли испытания, были сертифицированы и запущены в серийное производство. Однако, идея сделать тележку со сниженным воздействием на путь у НВЦ «Вагоны» и ПГУПС сохранилась.

По заказу ОАО «Рузхиммаш», в рамках гранта Минобразования РФ, ФГБОУ ВО ПГУПС и АО «НВЦ «Вагоны» разработали проекты нового типоразмерного ряда тележек с осевыми нагрузками 20 тс (скоростная), 23,5 тс (дружественная к пути) и 27 тс (для большегрузных вагонов) [21]. В настоящее время очевидно, что разработать и поставить на производство три инновационные тележки за период 3 года является непосильной задачей. Завершение работ осложнялось введением новых ГОСТов, сменой руководства ОАО «Рузхиммашщ» и другими внешними факторами.

Разработка тележки модели 18-9891
Разработка выполнена по заказу АО «ВНИИЖТ» и АО «ФГК».

Данное средство крепления позволяет перевозить любые полуприцепы массой брутто до 60 тонн и длиной до 16,5 м.
Конструкция МС в исполнении ВАЦТ.145.00.00.000 обеспечивает возможность размещения и крепления автомобильных полуприцепов со следующими параметрами
Съемные многооборотные средства крепления для перевозки автомобильных полуприцепов и автопоездов на вагонах-платформах модели 13-5205
Параметры полуприцепов, допускаемых к перевозке
Масса, т - 8--60
Ширина колеи, мм - 2 040
Длина полуприцепа, мм - 12 700…16 500
Ширина полуприцепа, мм - 2 500…2 600
Высота расположения шкворня , мм - 1 050…1 350
Максимальная высота , мм - 4 000
Количество осей - 2…4
Размерность шин - 385/65 R22,5
Диаметр колес, мм - 1 050…1 100
Ширина полуприцепа по наружным плоскостям шин, мм - 2 425
Масса, т - 8...60
Ширина колеи, мм - 2 040
Длина полуприцепа, мм - 12 700…16 500
Ширина полуприцепа, мм - 2 500…2 600
Высота расположения шкворня , мм - 1 050…1 350
Максимальная высота , мм - 4 000
Количество осей - 2…4
Размерность шин - 385/65 R22,5
Диаметр колес, мм - 1 050…1 100
Ширина полуприцепа по наружным плоскостям шин, мм - 2 425
Конструкция МС в исполнении ВАЦТ.145.00.00.000-01 обеспечивает возможность размещения и крепления автомобильных полуприцепов со следующими параметрами
Масса, т - 27...60
Ширина колеи, мм - 2 040
Длина автопоезда, мм - 16 500…18 750
Ширина автопоезда, мм - 2 500…2 600
Максимальная высота , мм - 4 000
Количество осей
полуприцепа - 2…4
тягоча - 2...3
Диаметр колес, мм - 1 050…1 100
Ширина по наружным плоскостям шин, мм
полуприцепа -2 425
тягача -2 520
Разработка выполнена по заказу АО «ПГК»

После успешного завершения экспериментальной проверки МТУ, ЦФТО – филиал ОАО «РЖД» выпустил распоряжение №1316/р от 22.06.2018 «Об утверждении Местных технических условий размещения и крепления 36 колесных пар с буксовыми узлами и без буксовых узлов на вагонах-платформах моделей 13-4012, 13-6887, 13-6887-01 со съемными многооборотными средствами крепления по проекту ВАЦТ.057.00.00.000».

На изделие получен патент на полезную модель RU 187019 «Съёмное многооборотное устройство для перевозки колёсных пар на вагонах-платформах», опубликован 13.02.2019, патентообладатель Акционерное общество «Первая Грузовая Компания» (АО «ПГК»).

Конструкторская документация на съемное многооборотное устройство для перевозки 36 колесных пар
Технические характеристики
Масса тары МС, т - 5,843
Масса одного основания, т - 1,151
Масса одного ложемента, т - 0,741
Грузоподъемность МС, т - 50,580
Грузоподъемность одного основания, т -8,430
Грузоподъемность одного ложемента, т - 8,430
Ширина основания по крепежным упорам, мм - 3 215
Ширина ложемента, мм - 2 012
Высота МС от уровня пола
при прогруженных колесных парах, мм - 1947
Высота МС от уровня пола в транспортном положении, мм - 719
Длина одного основания, мм-4 520
Длина МС общая, м-13 800
Перевозимый груз
Значение для колесной пары типа
РУ1Ш-957

1395


1178



1020


РУ2Ш-957

1326


1240



1020


РУ1-950

1405


1319



950


Масса колесной пары с буксовыми узлами, максимальная, кг

Масса колесной пары без буксовых узлов максимальная, кг

Диаметр колеса по ободу максимальный, мм
РУ1-950


1405




1319





950


РУ2Ш-957

1326


1240



1020


РУ2Ш-957

1326






1240



1020


Масса колесной пары с буксовыми узлами, максимальная, кг

Масса колесной пары без буксовых узлов максимальная, кг

Диаметр колеса по ободу максимальный, мм
Масса колесной пары с буксовыми узлами, максимальная, кг

Масса колесной пары без буксовых узлов максимальная, кг

Диаметр колеса по ободу максимальный, мм
РУ1Ш-957

1395




1178





1020


Разработка выполнена по заказу ООО «ВРК».

После успешного завершения экспериментальной проверки МТУ, ЦФТО – филиал ОАО «РЖД» выпустил распоряжение №ЦФТО-50/р от 24.03.2021 «Об утверждении местных технических условий размещения и крепления непакетированных круглых лесоматериалов в вагонах-платформах моделей 13 6887, 13-6887-01, 13-6887-02, 13-6887-03 с многооборотными средствами крепления по проекту ВАЦТ.092.00.00.000 в зональном габарите погрузки».

На изделие получен патент на полезную модель RU 199040 «Съемный торцевой упор съемного многооборотного оборудованиявагона-платформы», опубликован 11.08.2020, патентообладатель АО «НВЦ «Вагоны».
Конструкторская документация на съемное многооборотное устройство для перевозки лесоматериалов на вагонах-платформах моделей 13 6887, 13 6887-01, 13-6887-02, 13-6887-03
Технические характеристики
Грузоподъемность МС, т - 60,0
Объем полный, м3 - 113,0
Масса тары МС, т - 4,0
Масса одной рамы стоечной, т - 0,232
Масса стены торцевой, т -0,777
Длина МС общая, мм - 13 680
Длина МС внутренняя между торцевыми стенами, мм - 13 100
Ширина МС максимальная, мм - 3 232
Ширина МС внутренняя по верху стоек, мм -2 832
Высота МС от уровня пола вагона, мм - 3 304

Разработка выполнена по заказу ООО «Транслокация».

Указанное оборудование использовалось для перевозки труб при постройке газопровода «Нордстрим 2».

На изделие получен патент на полезную модель RU 180477 «Вагон-платформа для перевозки длинномерных цилиндрических грузов большого диаметра», опубликован 14.06.2018, патентообладатель Акционерное общество «Научно-внедренческий центр «Вагоны» (АО «НВЦ «Вагоны»).
Перевозимый груз
Конструкторская документация на съемное многооборотное крепление для перевозки труб с наружным утяжеляющим бетонным покрытием в вагонах-платформах моделей 13-401, 13-4012, 13-4085, 13 6887, 13-6887-01
Основные параметры съемного крепления
Грузоподъемность, т - 69,0
Масса съемного крепления общая, т - 1, 38
Масса одной рамы в с элементами
крепления к вагону, , т - 0,192
Масса рам общая, , т - 0,768
Масса одного торцевого упора с элементами крепления к вагону, т- 0,309
Ширина рамы , мм - 2 876
Длина трубы, мм - 11 600..12 400
Масса трубы максимальная, т - 23
Наружный диаметр трубы по бетонированному покрытию, мм -13 43..14 10
Внутренний диаметр трубы, мм - 1 153
Толщина стены трубы, мм - 30,9
Толщина полимерного покрытия, мм - 4
Длина не бетонированной части трубы с каждой стороны, мм - 300


Укладка труб по ярусам
Нижний ярус нагрузки - 2трубы, длина трубы, мм - 12 000...12 400

Верхний ярус нагрузки - 1 трубы, длина трубы, мм - 11 600...12 400
Разработка выполнена по заказу АО «ПГК».

МТУ утверждены распоряжением ОАО «РЖД» №2256/5 от 17.10.2018 г.

МТУ размещения и крепления боковых рам и надпрессорных балок тележек в универсальных полувагонах с внутренней длиной кузова 12750 мм
В результате впервые на железной дороге появилась типовая конструкция вагона с лесными стойками и торцевой стеной модели 13-401-06 и 13-4012-06 в зональном габарите. Модернизированные платформы 13-401 и 13-4012 оказались существенно лучше новых специализированных платформ 13-198.

НВЦ «Вагоны» была предложена модернизация этих платформ, позволившая увеличить массу погруженного леса на 7 т. В качестве дальнейшего совершенствования для стоек лесовозов было предложено использовать высокопрочные стали с пределом текучести более 1000 Мпа. Использование в конструкции стали Raex AR400 позволило снизить массу тары оборудования для перевозки лесоматериалов без торцевой стены почти в 2 раза, а с торцевой стеной – в 3 раза (модели 13-4012-23 и 13-401-23). Наиболее эффективным оказался проект 13-926-01, имеющий полезный объем 160 м3.

Замена съемного оборудования ВО-118 и ВО-162 на более легкое
Применение вагонов-платформ со съемным оборудованием в зональном габарите погрузке стало противоречить требованиям ГОСТ 9238 для новых вагонов, поэтому для решения этого противоречия были разработаны платформы 13-9956-06 и 13-9956-07 с изменяющимся габаритом лесных стоек, что позволило увеличить объем перевозимых лесоматериалов до 120 м3.

НВЦ «Вагоны» впервые предложил дооборудовать универсальные платформы под перевозку контейнеров стандарта ISO и под перевозку рефрижераторных контейнеров с установкой съемного оборудования для их электроснабжения
Платформа 13−9956−06 и 13−9956−07 с изменяющимся габаритом лесных стоек
Позволило исключить случаи вандализма и хищений, случавшихся при использовании открытых двухъярусных платформ.

В дальнейшем, были разработаны крытые вагоны для перевозки автомобилей моделей 11-9772, 11-9773, 11-9778, а также вагон модели 11-9948 в габарите Тпр. В этом вагоне, кроме увеличенного габарита Тпр, были использованы новые конструктивные решения и новые материалы, позволившие улучшить технико-экономические показатели. Накопленный опыт разработки вагонов для автомобилей НВЦ «Вагоны» передал другим вагоностроителям, когда их вагоны были остановлены из-за появления трещин.

Первый в России крытый вагон модели 23-469-08 для перевозки легковых автомобилей на двух ярусах
Эти платформы получили широкое распространение. На базе данной платформы были разработаны модификации по проекту 469-07 М 00.0000 для перевозки листового проката и для перевозки колесной техники (проект 469-МН – 05.00.000.00).

Успешная эксплуатация этих платформ вызвала интерес других вагоностроителей к созданию аналогичных длиннобазных платформ по собственной документации для производства, но у них возникли проблемы с прочностью менее, чем через 2 года эксплуатации. Для выхода из создавшейся ситуации НВЦ «Вагоны» передал свой опыт отработки конструкций, который в дальнейшем был включен в нормативные документы по проектированию и испытаниям длиннобазных вагонов.
Длиннобазная платформа модели 23-469-07
Этот вагон представляет гибрид полувагона и хоппера. За счет съемной крыши, бункеров, решетчатого пола и усиленных торцевых стен, вагон позволяет попеременно перевозить глинозем на заводы по перевозке алюминия, а в обратном направлении – готовую продукцию. Порожний пробег у такого вагона отсутствует.
Вагон модели 12-97-65
НВЦ «Вагоны» в 2008 году была разработана первая на колее 1520 мм сочлененная платформа модели 13-470-01 в виде сцепа из двух 18-метровых секций с установкой съемного оборудования для перевозки трех 40-футовых контейнеров. Связь между секциями осуществлялось посредством соединительного устройства SAC-1.

Крайние контейнеры установлены на раму через стандартные фитинговые упорки. Средний контейнер опирается на две турникетные опоры, каждая из которых установлена на свою раму через две беззазорные опоры и шкворень с возможностью поворачиваться вокруг него. Это самая длинная платформа в мире.

Разработка сочлененной платформы модели 13-470-01
Опытная партия образцов шарнирного устройства сочленения испытана в соответствии с программами и методиками испытаний ИЦ АО «НВЦ «Вагоны». Испытания выполнены с целью экспериментальной проверки соответствия опытных образцов и их составных частей требованиям технического задания, конструкторской документации и ГОСТ 34458. Экспериментальная оценка проведена на соответствие требованиям к конструкции и материалам, прочности, надежности, маркировки и комплектности.


Результаты опытно-конструкторских работ и испытаний положительные. В настоящее время запланирована разработка перспективных грузовых вагонов сочлененного типа с внедрением нового предложенного шарнирного устройства сочленения.
Новое шарниное устройство сочленения (ШУС)